Выбрав Мебиуса, я не предполагала, какого масштаба для меня окажется эта фигура. Должна сказать, что я выбором очень довольна, и наша встреча должна была когда-то произойти. А выбрала я его из любви к другим мирам.
Человек.
 
Жан Жиро родился во Франции в 1938 г. Родители рано разошлись, жил с бабушкой и дедушкой.
Детство пришлось на военные годы, мальчик много рисовал, чтобы отвлечься от событий, любил иллюстрированные книги Д. Лондона и Ж. Верна. Обожал истории про дикий запад.
В 1952 г поступил в школу прикладных искусств, в этом же году выпустил свой первый комикс
"Франк и Еремия" (Frank et Jérémie).
Вот, что художник рассказывал об этом времени: "Очень многие в послевоенной Франции попадали
под одно и то же влияние, но в моем случае это было действительно очень заметно. Может быть,
потому что у меня не было университетского образования, и я был частью контркультуры 1950-х,
а она в основном ориентировалась на США. Нас больше всего интересовало то, что в самой
Америке отвергали. Так, например, нас завораживали интеллектуалы, которых на родине
преследовали. Нас занимали вестерны и мюзиклы, несмотря на то, что многие смотрели на них свысока".
В школе не доучился, решив, что его пытаются втиснуть в рамки классического рисования,
и на накопленные от продажи комиксов деньги уехал в Мексику к матери. После возвращения во Францию, Жиро служил в армии, потом работал в издательстве, рисовал реалистичные иллюстрации
к энциклопедии, но вскоре и от туда сбежал, желая работать в комиксе. В 1961 работал и учился известного бельгийского комиксиста Жижи (Jijé) - Жозефа Жилана. В 1963 познакомился с одним из основателей известного журнала комиксов "Пилот" Жаном Мишелем Шарлиером, и вместе они начали серию комиксов Блуббери, о первом французском антигерое, завоевавшим бешенную популярность
в Европе.
Жиро работал над Блуббери, и в самом Пилоте, под псевдонимом "Жир". Но ему хотелось большего:
он мечтал экспериментировать с авангардом, сюрреализмом, сексуальностью и провокационностью, цензура же изданий этого не позволяла. Поэтому в том же 1963-м году Жиро начал публиковать работы
в журнале HARA KIRI, под псевдонимом "Мебиус".

В 1974 году жиро с друзьями-коллегами основали журнал Metal Hurlant (фр. Вóющий металл), который в последствии стал культовым, и с 1977го начал выходить в США под названием Heavy Metal. Это была своего рода игровая площадка для этих ребят, которые жаждали экспериментов и новизны.
 
 
Именно на страницах "Воющего металла" появились новаторские произведения Мёбиуса "Арзак" (Arzach), "Герметичный гараж" (Le Garage Hermétique) и "Долгое завтра" (The Long Tomorrow ),
которые произвели переворот в искусстве комикса. Арзак был первым в истории жанра комикс без слов.
Эти истории превратились в источник перманентного вдохновения для художников запада и Азии. 
Комикс «Долгое завтра» называют первым в стиле киберпанк: именно на него ориентировались Ридли Скотт, создавая мир будущего в «Бегущем по лезвию» и Джордж Лукас в фильме «Империя наносит ответный удар». Под кибер-обаянием этой истории оказался и Кацухиро Отомо (Katsuhiro Отомо) - создатель культовых манги и аниме «AKIRA».
 
Хаяо Миядзаки, который в последствии стал близким другом Жиро, был очень впечатлен историями
про Арзака, что послужило появлением таких мультфильмов, как "Навсика из далины ветров"
и "Ходячий замок Хаула", по мативам рисунков Мебиуса, а Жиро в свою очередь назвал
Навсикой свою дочь).
После переезда в США в конце 80-х Мебиус активно участвует в кино проектах. Самые известные из них: "Трон", "Чужие", "Бегущий по лезвию", "Блуббери", "Пятый элемент"; параллельно сотрудничает с Marvel, рисуя комикс "Серебряный серфер". Думаю Американский комикс претерпел некие изменения с приходом Мебиуса.
Мебиус - один из тех художников, которые оказывают влияние на множество культурных пластов: музыка (Жан Мишель Жар), художники, кино индустрия. 
С 1975-го года Жан Жиро регулярно получал премии и награды на фестивалях во Франции, Италии, Швеции, Германии, Испании и США. 
В1997 г он выпустил серию книг "Внутри Мебиуса", где рассказывал короткие, юморные, понятные только ему, его соратникам и поклонникам его творчества, истории. По ним можно отслеледить, какие персонажы слились с художником, его сознанием - кто всегда был с ним...
Великий французский художник скончался от рака в марте 2012-го года, в возрасте семидесяти трех лет.
Интересен факт: в США большей популярностью пользовался Мебиус, в то время, когда в Европе все еще многотысячными тиражами продавались работы Жира, и к Мебиусу относились прохладно. Мне самой интересен этот аспект - еще раз убеждаюсь, что консерватизм мешает развитию.
Инструмент в руках мастера.
 
Я думала, что формы, фигурирующие в иллюстрациях Мебиуса на протяжении всей его творческой жизни, это те самые мистические ленты. Но выяснив, что он прожил в Мексике почти год, увлеченно путешествовал, познавал-осознавал, и одновременно упивался мирами великих мастеров научной фантастики: Айзека Азимова (Isaac Asimov), Рэя Брэдбери (Ray Branbury), Роберта Хайнлайна (Robert Heinlein) и Альфреда ван Вогта (Alfred Elton van Vogt), которые, как он признался, изменили его творчество, я начала понимать откуда корни. Мне кажется, Мексика - это такое место, где человек, который ищет - всегда найдет.
После опыта с Айяхуаской, меня интересовало все, что с ней связано: шаманы, музыка, культура и пр. И конечно я посмотрела фильм "Блуббери", Яна Кунена, т.к. среди прошедших через этот ритуал, данный фильм имеет особое значение, ведь очень сложно передать то, что ты испытал визуально, а в ленте опыт передан весьма похоже. 
Айяхуаска - это Анаконда, и в процессе ты понимаешь, почему. 
Фильм  был снят по комиксам "Блуббери", Жиро и Шарлиера.
Это достаточно дерзко, но для меня как-то очевидно)), как раскрылся такой талант. Путешествия в себя и из себя, расширение своих границ, фантасты, которыми зачитывался художник - вот "коктейль Молотова" для взрыва такого творческого потенциала. Правда не каждый умеет им правильно воспользоваться, но Жиро в этом смысле просто эталон. "Контакт" был налажен, держался и, судя по творчеству, усиливался всю жизнь:
«Иногда прекрасные рисунки получаются, когда ты черпаешь вдохновение в мистических, тревожных источниках. Иногда, когда я рисую, спрашиваю себя, а не схожу ли я с ума. Ты действительно чувствуешь, что теряешь рассудок, когда начинаешь рисовать нечто, у чего нет никаких отправных точек. Ты видишь, как делаешь что-то, что сам не понимаешь, как если бы ты вдруг заговорил на чужом языке. Это одновременно и пугает, и будоражит, потому что со временем ты обретаешь некую уверенность. Ты знаешь, что не умрешь в этом неизвестном мире. И страха больше нет. Ты думаешь, что находишься в опасности, но на самом деле, это не так, и тебе нужно двигаться дальше. Тебе необходимо быть уверенным в себе: "Я иду!"»
 
Он пробыл в Мексике 9 месяцев, пересек пустыню.
 
«Это было своего рода инициацией. Бесконечная пустыня, бескрайняя плоскость, слепящее солнце, бесконечно синее и раскаленное белое небо. Это было потрясающе! Это было нечто, что раскрыло мою душу».
 
У художника есть серия графики "40 дней в пустыне". Смею предположить, что данная история основана на "реальных событиях".
Все его работы - это события в пространстве, постоянная динамика, даже при видимом покое и статичности всегда есть по меньшей мере намек на какое-то развитие событий: ты сам невольно додумываешь, что еще может тут произойти. А самое главное - ты понятия не имеешь, чтО произойдет, это некий онтогенез чужой реальности.
Два гения.
 
Талантливые современники обязаны встречаться. Пусть не объединяться, но хотя бы прощупать друг друга. В 1974 году Жана Жиро познакомили с режиссером Алехандро Ходоровски. И тут можно только предполагать на сколько быстро они "влюбились" в друг друга)) . Мебиус, со своим опытом и поисками, Ходоровски - близкий друг Карлоса Кастанеды и бог знает с какой внутренней глубиной, если судить хотя бы по творчеству. Не мудрено, что они спелись) Есть разные версии того, что они делали вместе, начиная с углубления в эзотерику и всяких поездок в поисках духовности, заканчивая безграничным употреблением веществ и странными экспериментами. Но больше интересен совместный творческий выхлоп.
У Ходоровски была идея-фикс: снять мега-фильм по роману Фрэнка Герберта, с участием Сальвадора Дали, Орсоном Уэллсом и музыкой Пинк Флойд. Однако самыми необычными и самыми плодотворными участниками его проекта стала пара художников: Жан Жиро и Ганс Гигер. Это должна быть феноменальная картина. Над проектом работали 5 лет, но его так и не запустили, просто за недостатком средств. Режиссёр позже скажет: «На самом деле мы снимали без актёров и плёнки. Гигер был моей камерой.»
Результатом  труда Ходоровски, Гигера и Жиро стала художественная книга, состоящая из сценария и детальных раскадровок сцен фильма. Через несколько лет после завершения проекта Жиро и Ходоровски превратят тысячи рисунков в серию графических новелл «Инкал».
 
Лента Мебиуса замкнулась и в моей жизни. В 2011 г мне посчастливилось верстать иллюстрированный сценарий  Алехандро Ходоровски "ABELKAIN", для Каннского кинофестиваля, в поисках спонсорства. История про братьев Аина и Каина, в духе "Священной Горы". В тот момент я очень увлекалась творчеством режиссера и вселенная, как всегда, отозвалась. Это был альбом с текстом и кучей иллюстраций, как до меня потом дошло - Мебиуса! Я чуть не вырвала у себя клок волос, вспомнив, что совсем недавно удалила весь архив со старой работы, где был этот проект. У меня осталась только фотография с телефона: обложка, из которой я сделала наклейку. Я больше нигде не смогла найти этих иллюстраций.
В графике художник пользовался пером, грифелем, углем. Когда дело касалось цвета, то это были цветные карандаши, темпера, акварель (акварельные градиенты), гуашь. С появлением компьютерной графики, он практически полностью перешел на планшет: часто контур, что свойственно культуре "Банд Десине",  плоская заливка, градиент.
 «Для меня это как работа на бумаге, только без бумаги. Требуются те же движения, та же палитра, те же ластики. Да, это компромисс. Я теряю широту взгляда, зато экономлю много времени». По словам художника, «компьютер — просто усложненный вариант карандаша. Это — инструмент, и ничего более. Но в то же время нельзя пренебрегать его особенностями, потому что у каждого инструмента — свои характерные черты, которые могут перенести художника в другой мир».
 
Есть замечательно видео 1972 года, где Жан Жиро и Хьюго Пратт рисуют короткий комикс со своими главными героями капитаном Блуббери и Корто Матьтезе в одной технике, но каждый в своем стиле: http://www.youtube.com/watch?v=do-cvwBKfw8.
Несомненно Мексика отложила отпечаток на всем творчестве художника. Как он относился к пространству: перспектива, глубина, атмосфера. Мебиус по-настоящему любил творить. Мне кажется, что пустыня во многом определила и выбор цвета в его работах. Восходы, закаты солнца, отражения его и неба от песка, камней, скал, воды, природа. Сначала они были густые, насыщенные, живописные, но со временем становились чище. Я мечтаю о каком-нибудь приспособлении, возможно специальной ручке, которая сможет брать цвет из пространства, как пипетка в фотошопе) Все цвета в природе сочетаемы. Может у Мебиуса был такой инструмент...?))
 
О его последователях сложно сказать. Я думала, что последователи одни, а оказалось, что это просто культурное направление. Хотя вся комиксная тусовка в какой-то степени последователи. Наверное могу привести в пример Killian Eng.
Оммажи
 
Неотличимая копия.
 
Неотличимая подделка под кумира, свой сюжет в духе автора.
Работа с характерной для автора интонацией (эмоциональным звучанием), но в радикально другой технике и пластике.
Та же техника, другая интонация и пластика.
То же формообразование, другая техника и интонация.
 
 
Благодарю за внимание!
Мебиус
Published:

Мебиус

Эссе по теме художник-иллюстратор Жан Жиро Мебиус.

Published:

Creative Fields